В обновление коммунальной инфраструктуры и сетей в РК вкладываются и граждане, и государство, и сами предприятия сектора
В обновление коммунальной инфраструктуры и сетей в РК вкладываются и граждане, и государство, и сами предприятия сектора
Один из ключевых элементов безопасности и качества жизни населения — своевременное обеспечение коммунальных нужд. В Казахстане проблемы в этой сфере давние и наболевшие. Инженерная инфраструктура РК была построена в 60–70-х годах прошлого столетия, и неудивительно, что более двух третей её изношены. Кроме того, растут города, увеличивается население, а соответственно и потребность в коммунальных услугах, что ведёт к возрастающей нагрузке на сети, которая, в свою очередь, усиливает износ.
К слову, проблема эта характерна и для прочих стран СНГ и мира. Так, скажем, если в соседней России ситуация проблемная, но лучше, чем у нас — в замене там нуждаются более 40% линейных объектов сферы ЖКХ, — то в Кыргызстане всё ещё хуже, и в 2020 году уровень износа электростанций, к примеру, достигал уже 80%.
Коммунальная инфраструктура Казахстана нуждается в модернизации и ремонте, для привлечения в отрасль высококлассного персонала сотрудникам необходимо повысить заработные платы, бесхозные сети пора привести в порядок. Все эти меры необходимы, чтобы обеспечить казахстанцам качественные услуги в коммунальной сфере. Именно для этого в стране действует программа «Тариф в обмен на инвестиции», согласно которой в 2023–2029 годах предполагается привлечь масштабные инвестиции для модернизации инженерных сетей электро-, тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, и обеспечить снижение износа на 20% к 2029 году.
Заметим: текущая программа отличается от аналогичной, уже работавшей в РК в 2009–2015 годах, причём не только тем, что охватывает, помимо сферы производства электроэнергии, передачу всех коммунальных услуг по сетям. В новой тарифной политике во главу угла ставятся интересы потребителя: предоставление качественных услуг по обоснованным ценам.
В рамках тарифообразования субъекты естественных монополий (СЕМ) сегодня разделены согласно уровню износа на три категории: красную (износ более 65%–70%), жёлтую (износ 55%–65%) и зелёную (износ менее 55%) зоны.
Для предприятий в красной зоне с высоким уровнем износа сетей привлечение инвестиций осуществляется в приоритетном порядке. Таких предприятий сейчас насчитывается 87, из них по 76 предприятиям уже утверждены новые тарифы и инвестиционные программы с учётом дополнительных инвестиций (более подробно и детально — в инфографике ниже).
Для предприятий, находящихся в жёлтой и зелёной зонах, в 2023 году ремонтные работы проводятся в плановом режиме в рамках утверждённых инвестиционных программ. По ним в первоочередном порядке рассматривались увеличение зарплат работников предприятий и включение затрат на содержание бесхозных сетей и оборудования.
Конкретно в текущем году планируется привлечь инвестиции на сумму 267 млрд тг, из них практически треть — непосредственно для ремонта и модернизации на предприятиях красной зоны. В результате уже в 2024 году ряд предприятий покинет красную зону, перейдя в жёлтую со снижением рисков.
В целом в рамках реализации программы во втором квартале 2023 года Министерство национальной экономики РК в сжатые сроки утвердило 212 заявок от СЕМ на изменение тарифов и инвестиционных программ с 1 июля текущего года. Помимо этого, дополнительными факторами, влияющими на удорожание, стали повышение тарифа на производство электроэнергии (на 27%), увеличение зарплат работников предприятий (на 50%–100%), рост оптовой цены товарного газа (на 12%) и стоимости стратегических товаров — угля, мазута, ГСМ, — и прочее.
В результате изменение тарифов на коммунальные услуги оказалось вполне умеренным, составив в среднем от 10% до 30%, с учётом обеспечения баланса интересов потребителей и предприятий. Это примерно плюс 3-4 тыс. тг к среднему чеку для двухкомнатной квартиры площадью 60 кв. м.
Более того: уязвимые слои населения могут рассчитывать на помощь акиматов по оплате коммунальных услуг за счёт предоставления компенсации части затрат на коммунальные платежи. Напомним, к слову, что в 2022 году предельно допустимый уровень расходов семей при оказании жилищной помощи был снижен до 10%.
То, что изменение тарифов на коммунальные услуги останется умеренным, было ожидаемо. С одной стороны, развитие коммунальной инфраструктуры и обеспечение коммунальных благ — социально ориентированный, а не нацеленный в первую очередь на получение прибыли бизнес. С другой стороны, новые тарифы складываются и будут складываться в дальнейшем не только за счёт средств потребителей, но и за счёт госбюджета и средств самих монополистов. Так, скажем, из 130,2 млрд тг, которые инвестируются в текущем году в сферу теплоснабжения, за счёт тарифа будут проинвестированы 58,7 млрд тг, за счёт бюджета — 68,6 млрд тг, за счёт собственных средств предприятий — 2,9 млрд тг. В сферу электроснабжения в текущем году инвестируются 92,2 млрд тг, в том числе за счёт тарифа — 88,5 млрд тг, за счёт бюджета — 3,5 млрд тг, за счёт собственных средств — 0,2 млрд тг. В сферу водоснабжения в текущем году инвестируются 29,5 млрд тг, в том числе за счёт тарифа — 14,3 млрд тг, за счёт бюджета — 15 млрд тг, за счёт собственных средств — 0,2 млрд тг. В водоотведении цифры такие: из 15,3 млрд тг капвложений за счёт тарифа инвестируются 9,6 млрд тг, за счёт бюджета — 5,4 млрд тг, за счёт собственных средств монополистов — 0,3 млрд тг.
На текущий момент реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции» перешла в практическую плоскость. Акиматы и предприятия ЖКХ теперь должны обеспечить своевременное и качественное проведение плановых и дополнительных ремонтных работ и подготовить документацию для снижения износа сетей в последующие годы.
В целом вопросы развития инженерной инфраструктуры сегодня выходят в республике на первый план. Надо чётко понимать, что именно рост этого сектора должен опережать развитие всех других сфер экономики, включая, например, строительство и промышленность, потому что любой новый объект, будь то жилой комплекс или завод, никогда не будет введён в эксплуатацию, если не будет обеспечен необходимой инфраструктурой, инженерными сетями и мощностями энерго- и водоснабжения. Фактически от состояния инженерной инфраструктуры и мощностей напрямую зависит будущее государства и благополучие следующих поколений казахстанцев.
Государство, со своей стороны, предприняло все необходимые шаги: финансирование СЕМ дали, соответствующие изменения в закон внесли, открыв возможность для увеличения ремонтных работ и повышения заработных плат. Теперь дело за самими монополиями — предоставленными возможностями надо своевременно воспользоваться.
Пока работа СЕМ вызывала определённые вопросы и нарекания. Так, скажем, в 2021 году контролирующий орган, Комитет регулирования естественных монополий МНЭ РК, рассмотрел отчёты СЕМ об исполнении мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет за 2020 год, выявил неисполнения обязательств СЕМ и по результатам утвердил временные компенсирующие тарифы (ВКТ) более чем 300 СЕМ на общую сумму около 13,3 млрд тг. В 2022 году СЕМ, для которых утвердили ВКТ по результатам 2021-го, насчитывалось уже 336, а сумма составила 14,1 млрд тг. То есть количество монополистов-нарушителей выросло. Отчёты за 2022 год рассматриваются сейчас, и на сегодняшний день уже были утверждены ВКТ для 296 СЕМ на общую сумму 5,6 млрд тг. Работа продолжается.
Напомним, о чём идёт речь. КРЕМ МНЭ РК ежегодно проводит анализ исполнения СЕМ мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет. Если монополист не исполняет определённые обязательства, к примеру, по модернизации и развитию, которые взял на себя при получении тарифа, или получает какой-либо необоснованный доход, это влечёт со стороны комитета введение ВКТ — таким образом средства возвращаются потребителям, для которых тарифы временно понижаются. Так КРЕМ МНЭ РК защищает права граждан.