В обновление коммунальной инфраструктуры и сетей в РК вкладываются и граждане, и государство, и сами предприятия сектора

В обновление коммунальной инфраструктуры и сетей в РК вкладываются и граждане, и государство, и сами предприятия сектора

 

Один из ключевых элементов безопасности и качества жизни населения — своевременное обеспечение коммунальных нужд. В Казахстане проблемы в этой сфере давние и наболевшие. Инженерная инфраструктура РК была построена в 60–70-х годах прошлого столетия, и неудивительно, что более двух третей её изношены. Кроме того, растут города, увеличивается население, а соответственно и потребность в коммунальных услугах, что ведёт к возрастающей нагрузке на сети, которая, в свою очередь, усиливает износ.

К слову, проблема эта характерна и для прочих стран СНГ и мира. Так, скажем, если в соседней России ситуация проблемная, но лучше, чем у нас — в замене там нуждаются более 40% линейных объектов сферы ЖКХ, — то в Кыргызстане всё ещё хуже, и в 2020 году уровень износа электростанций, к примеру, достигал уже 80%.

Коммунальная инфраструктура Казахстана нуждается в модернизации и ремонте, для привлечения в отрасль высококлассного персонала сотрудникам необходимо повысить заработные платы, бесхозные сети пора привести в порядок. Все эти меры необходимы, чтобы обеспечить казахстанцам качественные услуги в коммунальной сфере. Именно для этого в стране действует программа «Тариф в обмен на инвестиции», согласно которой в 2023–2029 годах предполагается привлечь масштабные инвестиции для модернизации инженерных сетей электро-, тепло- и водоснабжения, а также водоотведения, и обеспечить снижение износа на 20% к 2029 году.

Заметим: текущая программа отличается от аналогичной, уже работавшей в РК в 2009–2015 годах, причём не только тем, что охватывает, помимо сферы производства электроэнергии, передачу всех коммунальных услуг по сетям. В новой тарифной политике во главу угла ставятся интересы потребителя: предоставление качественных услуг по обоснованным ценам.

В рамках тарифообразования субъекты естественных монополий (СЕМ) сегодня разделены согласно уровню износа на три категории: красную (износ более 65%–70%), жёлтую (износ 55%–65%) и зелёную (износ менее 55%) зоны.

Для предприятий в красной зоне с высоким уровнем износа сетей привлечение инвестиций осуществляется в приоритетном порядке. Таких предприятий сейчас насчитывается 87, из них по 76 предприятиям уже утверждены новые тарифы и инвестиционные программы с учётом дополнительных инвестиций (более подробно и детально — в инфографике ниже).

Для предприятий, находящихся в жёлтой и зелёной зонах, в 2023 году ремонтные работы проводятся в плановом режиме в рамках утверждённых инвестиционных программ. По ним в первоочередном порядке рассматривались увеличение зарплат работников предприятий и включение затрат на содержание бесхозных сетей и оборудования.

 

 

Конкретно в текущем году планируется привлечь инвестиции на сумму 267 млрд тг, из них практически треть — непосредственно для ремонта и модернизации на предприятиях красной зоны. В результате уже в 2024 году ряд предприятий покинет красную зону, перейдя в жёлтую со снижением рисков.

В целом в рамках реализации программы во втором квартале 2023 года Министерство национальной экономики РК в сжатые сроки утвердило 212 заявок от СЕМ на изменение тарифов и инвестиционных программ с 1 июля текущего года. Помимо этого, дополнительными факторами, влияющими на удорожание, стали повышение тарифа на производство электроэнергии (на 27%), увеличение зарплат работников предприятий (на 50%–100%), рост оптовой цены товарного газа (на 12%) и стоимости стратегических товаров — угля, мазута, ГСМ, — и прочее.

В результате изменение тарифов на коммунальные услуги оказалось вполне умеренным, составив в среднем от 10% до 30%, с учётом обеспечения баланса интересов потребителей и предприятий. Это примерно плюс 3-4 тыс. тг к среднему чеку для двухкомнатной квартиры площадью 60 кв. м.

Более того: уязвимые слои населения могут рассчитывать на помощь акиматов по оплате коммунальных услуг за счёт предоставления компенсации части затрат на коммунальные платежи. Напомним, к слову, что в 2022 году предельно допустимый уровень расходов семей при оказании жилищной помощи был снижен до 10%.

 

 

То, что изменение тарифов на коммунальные услуги останется умеренным, было ожидаемо. С одной стороны, развитие коммунальной инфраструктуры и обеспечение коммунальных благ — социально ориентированный, а не нацеленный в первую очередь на получение прибыли бизнес. С другой стороны, новые тарифы складываются и будут складываться в дальнейшем не только за счёт средств потребителей, но и за счёт госбюджета и средств самих монополистов. Так, скажем, из 130,2 млрд тг, которые инвестируются в текущем году в сферу теплоснабжения, за счёт тарифа будут проинвестированы 58,7 млрд тг, за счёт бюджета — 68,6 млрд тг, за счёт собственных средств предприятий — 2,9 млрд тг. В сферу электроснабжения в текущем году инвестируются 92,2 млрд тг, в том числе за счёт тарифа — 88,5 млрд тг, за счёт бюджета — 3,5 млрд тг, за счёт собственных средств — 0,2 млрд тг. В сферу водоснабжения в текущем году инвестируются 29,5 млрд тг, в том числе за счёт тарифа — 14,3 млрд тг, за счёт бюджета — 15 млрд тг, за счёт собственных средств — 0,2 млрд тг. В водоотведении цифры такие: из 15,3 млрд тг капвложений за счёт тарифа инвестируются 9,6 млрд тг, за счёт бюджета — 5,4 млрд тг, за счёт собственных средств монополистов — 0,3 млрд тг.

На текущий момент реализация программы «Тариф в обмен на инвестиции» перешла в практическую плоскость. Акиматы и предприятия ЖКХ теперь должны обеспечить своевременное и качественное проведение плановых и дополнительных ремонтных работ и подготовить документацию для снижения износа сетей в последующие годы.

В целом вопросы развития инженерной инфраструктуры сегодня выходят в республике на первый план. Надо чётко понимать, что именно рост этого сектора должен опережать развитие всех других сфер экономики, включая, например, строительство и промышленность, потому что любой новый объект, будь то жилой комплекс или завод, никогда не будет введён в эксплуатацию, если не будет обеспечен необходимой инфраструктурой, инженерными сетями и мощностями энерго- и водоснабжения. Фактически от состояния инженерной инфраструктуры и мощностей напрямую зависит будущее государства и благополучие следующих поколений казахстанцев.

Государство, со своей стороны, предприняло все необходимые шаги: финансирование СЕМ дали, соответствующие изменения в закон внесли, открыв возможность для увеличения ремонтных работ и повышения заработных плат. Теперь дело за самими монополиями — предоставленными возможностями надо своевременно воспользоваться.

Пока работа СЕМ вызывала определённые вопросы и нарекания. Так, скажем, в 2021 году контролирующий орган, Комитет регулирования естественных монополий МНЭ РК, рассмотрел отчёты СЕМ об исполнении мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет за 2020 год, выявил неисполнения обязательств СЕМ и по результатам утвердил временные компенсирующие тарифы (ВКТ) более чем 300 СЕМ на общую сумму около 13,3 млрд тг. В 2022 году СЕМ, для которых утвердили ВКТ по результатам 2021-го, насчитывалось уже 336, а сумма составила 14,1 млрд тг. То есть количество монополистов-нарушителей выросло. Отчёты за 2022 год рассматриваются сейчас, и на сегодняшний день уже были утверждены ВКТ для 296 СЕМ на общую сумму 5,6 млрд тг. Работа продолжается.

Напомним, о чём идёт речь. КРЕМ МНЭ РК ежегодно проводит анализ исполнения СЕМ мероприятий инвестиционных программ и тарифных смет. Если монополист не исполняет определённые обязательства, к примеру, по модернизации и развитию, которые взял на себя при получении тарифа, или получает какой-либо необоснованный доход, это влечёт со стороны комитета введение ВКТ — таким образом средства возвращаются потребителям, для которых тарифы временно понижаются. Так КРЕМ МНЭ РК защищает права граждан.

05 Март 2022

Фармацевтический рынок РК серьёзно зависит от импорта. При этом наши ключевые поставщики медикаментов среди стран СНГ — Россия, Украина и Беларусь

02 Март 2022

Казахстанцы и чай: в каких городах РК любимый напиток стоит дороже всего?

08 Ноябрь 2021

Доля новых автомобилей на дорогах РК растёт, однако почти две трети автопарка всё ещё составляют «старички». В стране также колесит «автохлам» с иностранными номерами

27 Октябрь 2021

Вам письмо: объём почтовых и курьерских услуг вырос за год сразу на треть

07 Октябрь 2021

Более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона

06 Октябрь 2021

Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. И это ещё до ситуации с наиболее острым дефицитом

29 Сентябрь 2021

В рейтинге стран по производству легковых автомобилей Казахстан занял среди 39 стран лишь 35-е место

24 Сентябрь 2021

Импорт медикаментов в РК вырос на 71% в натуральном выражении и на 92% — в денежном

Reviews

Казахстан