Пока государство ищет средства на модернизацию, системные неплательщики подрывают работу коммунального сектора страны

Пока государство ищет средства на модернизацию, системные неплательщики подрывают работу коммунального сектора страны

 

Износ коммунальной инфраструктуры в Казахстане — проблема давняя и системная. Ещё весной текущего года президент РК отметил, что более половины ТЭЦ страны находятся в зоне риска, а уровень износа в некоторых городах превысил 80%. Средний износ тепловых сетей по стране — около 54%, причём в 80 городах с централизованным теплоснабжением этот показатель составил от 75% до 92%.

Для модернизации коммунальной инфраструктуры путём привлечения инвестиций в стране работает программа «Тариф в обмен на инвестиции», о которой мы уже писали.

В то же время стоит понимать, что, помимо усилий государства и действий субъектов естественных монополий (СЕМ) и их регуляторов, огромную роль играет добросовестность потребителей коммунальных благ — энерго-, тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Сегодня очень серьёзной и нерешённой проблемой отрасли является колоссальный уровень задолженности потребителей коммунальных услуг. Так, совокупный объём дебиторской задолженности потребителей перед СЕМ, превышающей три месяца, на 1 октября 2023 года составил 61,2 млрд тг, из которых 15,7 млрд тг — задолженность населения, 45,6 млрд тг — задолженность предприятий.

 

 

В том числе задолженность физлиц за услуги центрального отопления достигла 4,9 млрд тг, за услуги газоснабжения — 1,7 млрд тг, за электроэнергию — 4 млрд тг, за услуги водоснабжения — 3 млрд тг, за канализацию — 2 млрд тг. Задолженность юрлиц за отопление достигла 13,4 млрд тг, за услуги газоснабжения — 12,5 млрд тг, за электроэнергию — сразу 14,3 млрд тг, за услуги водоснабжения — 3,6 млрд тг, за водоотведение — 1,7 млрд тг.

Для сопоставления масштабов: полная модернизация Кентауской ТЭЦ стоит чуть менее 14 млрд тг. На эту сумму к началу отопительного сезона отремонтировали 4 котла и заменили 6 км тепловых магистралей, ещё 4 котла обновят к новому году, а в следующем году заменят 14 км тепломагистралей и 80 км внутренних сетей. Для такой масштабной модернизации требуется менее 23% от суммы задолженности, то есть на полную сумму долга можно было бы привести в порядок пять таких ТЭЦ, обеспечить бесперебойным теплом и электричеством пять городов вроде Кентау. И ещё остались бы средства.

Или, скажем, на эти средства можно было бы отремонтировать 170 км тепловых сетей — огромная цифра. Важно учитывать, что это не просто цифры: недополученные предприятиями коммунального сектора средства отражаются напрямую на работе инженерной инфраструктуры. Это не сделанные ремонты, не обновлённые сети, не прошедшее нужную модернизацию оборудование. Учитывая колоссальные суммы, речь вовсе не о мелких, незаметных недочётах — речь о системной проблеме.

При подобном отношении потребителей-неплательщиков немалая доля ответственности в проблемах коммунальной сферы лежит именно на них — более того, проблема системная, возникла она не в этом году и тянется сквозь годы, оставаясь остро актуальной.

Своевременное и полное освоение инвестиционных мероприятий существенно зависит от дисциплины потребителей в оплате коммунальных услуг.

 

 

Тем временем государство и СЕМ, со своей стороны, работают по программе «Тариф в обмен на инвестиции», чтобы снизить уровень износа и улучшить работу инженерных сетей в стране. Тут стоит отметить важный плюс: текущая программа, рассчитанная на 2023–2029 годы, отличается от предыдущего этапа 2009–2015 годов в первую очередь тем, что охватывает не только сферу производства электроэнергии, но и передачу всех коммунальных услуг, то есть сети, включая тепло- и водоснабжение, а также водоотведение.

В программу на текущий момент входят 213 СЕМ, среди которых 67 относятся к сфере теплоснабжения, 45 — электроснабжения, 51 — водоснабжения, 50 — водоотведения. Эти предприятия разбиты на три категории: в красной зоне (с уровнем износа более 65%–70%) находятся 87 из них, в жёлтой (с износом 55%–65%) — 46, в зелёной (с износом менее 55%) — 80. По итогам 2029 года в результате работы программы в красной зоне не должно остаться ни одного предприятия, в жёлтой будет насчитываться 63 СЕМ, в зелёной — сразу 150 СЕМ.

05 Март 2022

Фармацевтический рынок РК серьёзно зависит от импорта. При этом наши ключевые поставщики медикаментов среди стран СНГ — Россия, Украина и Беларусь

02 Март 2022

Казахстанцы и чай: в каких городах РК любимый напиток стоит дороже всего?

08 Ноябрь 2021

Доля новых автомобилей на дорогах РК растёт, однако почти две трети автопарка всё ещё составляют «старички». В стране также колесит «автохлам» с иностранными номерами

27 Октябрь 2021

Вам письмо: объём почтовых и курьерских услуг вырос за год сразу на треть

07 Октябрь 2021

Более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона

06 Октябрь 2021

Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. И это ещё до ситуации с наиболее острым дефицитом

29 Сентябрь 2021

В рейтинге стран по производству легковых автомобилей Казахстан занял среди 39 стран лишь 35-е место

24 Сентябрь 2021

Импорт медикаментов в РК вырос на 71% в натуральном выражении и на 92% — в денежном

Reviews

Казахстан