Автобум для АПК: в прошлом году машиностроители страны произвели больше тракторов, чем за два предыдущих года, вместе взятых

Впрочем, аграрии всё ещё остро нуждаются в отечественной сельскохозяйственной технике: лишь каждый десятый трактор в стране — казахстанского производства

Разворот госорганов в сторону оснащения АПК техникой казахстанского производства позволил создать в стране адекватные условия для аграрного машиностроения. Напомним, согласно отчёту о реализации стратегического плана МИИР на 2017–2021 годы за 2019 год:
• из бюджета в 2019 году выделены средства в размере 27 млрд тенге на льготный лизинг автобусов и сельхозтехники (тракторов и комбайнов). На данный момент профинансирована поставка 1350 единиц автобусов и передано 267 единиц сельхозтехники;
• заключены 37 соглашений о промышленной сборке сельхозтехники;
• введены утилизационный сбор на сельхозтехнику и механизм стимулирования производства сельхозтехники.

Примечательно, впрочем, что утилизационный сбор не касается техники следующих марок: CLAAS, Lemken (Германия), John Deere, AGCO, Case New Holland, Green Plain (США), Codaf SRL, Same Deutz Fahrу, Scarabelli Export S.R.L., Nettuno, Pedrotti s.p.a. (Италия), Myrtech, Agrokonsultos Grupe, Bauer (Чехия), Agro-Matadex, Animals, Farming, Stable Equipment, PRONAR (Польша), Yanmar, Kubota (Япония), Kverneland (Норвегия), Irrifrance (Франция), Sampo Rosenlew LTD (Финляндия), Bourgault (Канада). По факту сбор распространяется в первую очередь на отечественную технику и импортёров из СНГ.

С 2018 года в РК работает программа лизингового финансирования по обновлению сельскохозяйственной техники от Банка развития Казахстана. Только за 2019 год АО «БРК-Лизинг» профинансировало казахстанским хозяйствам приобретение более чем 270 единиц тракторов и комбайнов отечественного производства.

Помимо программ «БРК-Лизинга» работают также лизинговые программы АО «КазАгроФинанс». Компания заявляет, что занимает 90% на рынке лизинга АПК страны. В то же время «КазАгроФинанс», в отличие от «БРК-Лизинга», финансирует приобретение техники далеко не только казахстанского производства, и непосредственно вклад компании в казахстанское машиностроение не уточняется.

Усилия государства дают очевидный эффект. Так, в сегменте сельскохозяйственной техники за первый месяц текущего года заводы страны выпустили 74 трактора, против 67 годом ранее, и 50 машин для подготовки и культивации почвы, против 43 годом ранее (в частности, 26 жаток).

По итогам всего 2019 года отмечен скачкообразный рост по всем категориям. Было произведено 897 тракторов — больше, чем за два предыдущих года, вместе взятых. Выпуск в секторе после двухлетней стагнации приближается к докризисным значениям. Выросло и производство техники для подготовки и культивации почвы — на 14,6%, до 956 машин. Было произведено 512 жаток и 381 комбайн.

 

 

Производство тракторов сконцентрировано преимущественно в Восточно-Казахстанской и Костанайской областях. Здесь работают такие крупные заводы, как «Семипалатинский автосборочный завод СемАЗ» (тракторы модели «Беларус» и прочая спецтехника), АО «Агромашхолдинг» в Костанае (тракторы LOVOL, «Кировец», комбайны «Есиль» и прочее) и т. д.

Машины для АПК, используемые для подготовки или культивации почвы, собираются в основном в Северо-Казахстанской, Костанайской и Акмолинской областях. Здесь работают кокшетауский комбайновый завод «Вектор» (локализующий выпуск комбайнов «Ростсельмаш»), петропавловский «Агрореммаш», «Петропавловский тракторный завод» и многие другие.

В денежном выражении в январе 2020 года производство в сфере машиностроения в РК в целом достигло 92,98 млрд тг, что превысило прошлогодние показатели более чем на 20%. Это 11,2% от всего объёма производства перерабатывающего сегмента в денежном выражении, и 4% от всего промышленного производства в стране. При этом основные объёмы выпуска в сегменте машиностроения сконцентрированы в производстве транспортных средств, машин для АПК и горной промышленности и прочей подобной спецтехники.

Впрочем, в Казахстане нужно будет приложить ещё немало усилий для развития отрасли производства сельскохозяйственной техники. Несмотря на рост и оптимистичное начало текущего года, по итогам прошлого года казахстанские компании перекрыли всего 12,8% спроса, то есть более 87% рынка осталось за импортёрами.

 

05 Март 2022

Фармацевтический рынок РК серьёзно зависит от импорта. При этом наши ключевые поставщики медикаментов среди стран СНГ — Россия, Украина и Беларусь

02 Март 2022

Казахстанцы и чай: в каких городах РК любимый напиток стоит дороже всего?

08 Ноябрь 2021

Доля новых автомобилей на дорогах РК растёт, однако почти две трети автопарка всё ещё составляют «старички». В стране также колесит «автохлам» с иностранными номерами

27 Октябрь 2021

Вам письмо: объём почтовых и курьерских услуг вырос за год сразу на треть

07 Октябрь 2021

Более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона

06 Октябрь 2021

Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. И это ещё до ситуации с наиболее острым дефицитом

29 Сентябрь 2021

В рейтинге стран по производству легковых автомобилей Казахстан занял среди 39 стран лишь 35-е место

24 Сентябрь 2021

Импорт медикаментов в РК вырос на 71% в натуральном выражении и на 92% — в денежном

Reviews

Казахстан